В мае 1944 года на Красной горке, недалеко от железнодорожного вокзала, был установлен памятник героям-танкистам в Севастополе. Это место является братской могилой воинов, сражавшихся в 85-м отдельном танковом полке и погибших в неравном бою с фашистско-немецкими захватчиками.
История памятника
Танк-памятник Т-34 в Севастополе, установленный на Красной горке, подорвался поблизости от мыса Херсонес. Существует несколько версии этого происшествия.
Этот танк числился в полке, входившем в состав Приморской армии и завершив штурм Сапун-горы, они вышли к Южной бухте. Их целью было не допустить отступление фашистов от мыса Херсонес. В тот момент танк и попал на мину.
Но существует еще одна версия, поскольку первая имеет ряд несостыковок по мнению экспертов, исследовавших танк впоследствии. В ходе осмотра боевой машины, было установлено, что совершенно не пострадала ходовая часть и были исправны гусеницы. А эти детали обязательно ломаются, если происходит подрыв на мине.
Также было выявлено, что:
- отсутствуют пробоины на бортах и лобовой части, за исключением корпуса;
- отсутствует заглушка у люка стрелка-радиста;
- бронеколпак орудийного прицела вывернут назад.
По мнению историков, танк совершал преодоление препятствия и в момент прыжка в днище машины попал снаряд. Скорее всего вблизи стрелка-радиста. Пострадала боевая укладка и произошел взрыв снарядов, а болванка двинулась в моторное отделение и вывела из строя двигатель. Начался сильнейший пожар, поскольку из баков полилось топливо. Экипаж погиб мгновенно.
Еще есть мнение, что танк и его экипаж погибли в городе. В ночь на 8 мая советская армия продолжала наступление, постоянно отражая контратаки немецких захватчиков. Днем, армии Украинского фронта начали большое наступление, чтобы завершить прорыв и разбить немецко-румынскую оборону.
Отдельный 85-й танковый полк быстро овладел юго-западной частью Севастополя и боевые машины дальше двигались поодиночке. Они шли по узким извилистым улочкам в сторону бухты на Корабельной стороне и не давали уйти захватчикам, которые пытались спастись бегством. И здесь, есть упоминание о подбитом танке по улице Кондукторной у дома № 25.
Исходя из источников, экипаж танка был измотан после непрерывных боев в течение двух суток. У них практически не осталось боеприпасов и двигались они самостоятельно, без поддержки других машин. Все это сыграло роковую роль. Танкисты могли не заметить замаскированных фашистских орудий.
Танк, двигаясь, через завалы, мог открыть нос и в этот момент по нему открыли стрельбу пушки немцев или самоходные установки. И дальше сценарий развития примерно такой же: в люк стрелка-радиста попадает снаряд и происходит детонация орудий, пожар и гибель людей.
Эту версию рассказывают старожилы Севастополя. Они говорят, что в мае 1944 года сгоревшая машина была найдена на Корабельной стороне и транспортирована на Красную горку. Инициатором этих действий стал начальник штаба майор Веденяпин и члены собрания танкистов.
Погибшие были похоронены вместе с другими героями. Но в этой версии есть несостыковки. Поскольку в документах указывается, что командир машины Лукьяненко погиб 12 мая 1944 года недалеко от мыса Манганари, рано утром.
Вся территория мемориала представляет собой прямоугольник размеров 10 на 12 метров. Памятник танкистам в Севастополе установлен на наклонном постаменте, выполненного из инкерманского камня. С передней стороны закреплена доска с именами воинов, которые похоронены в братской могиле. Высота надгробия с танком составляет 4 метра. Перед памятником располагается небольшого размера клумба, от нее идет лесенка к центральной части монумента.
Братская могила
Танк Т-34-76, с бортовым номером 137 – это памятник героям-танкистам, установленный на братской могиле. Экипаж принимал участие в штурме Сапун-горы и состоял из:
- командира – ст. лейтенанта В.И. Лукьяненко;
- командира башни – мл. сержанта И.М. Солохина;
- механика-водителя –А.И. Лабынцева;
- стрелка-радиста –В.А. Гарбылева.
Эти воины погибли при освобождении города Севастополя в мае 1944 года.
Туристам на заметку
Изначально на танке была мемориальная доска, а также ордена. Это можно увидеть на фотографиях семидесятых годов. К сожалению, все было украдено. И уже в 1979 году заново установлена гранитная доска с выбитыми фамилиями, похороненных танкистов.
Исследователи склоняются к версии, что на постаменте установлен танк, побывавший в реальных боях. Некоторые считают, что это очень редкий экземпляр Т-34 с шестигранной башней. Другие же думают, что башня может быть не родная и заменена в ходе боев. Это подтверждает историк-краевед В. Гуркович. По его мнению, машина, установленная на Красной Горке собрана из двух танков: корпус от того, что погиб при взрыве, а башня от другого. Кроме того, их доставили отдельно и собрали уже на месте.
Как добраться
Добраться до памятника танкистам на Красной горке можно прямым автобусом №29, который идет с 5 км. Если же двигаться с Камышовой бухты, района Горпищенко или проспекта Победы, то сначала необходимо доехать до автовокзала. Перейти на сторону МФЦ и вернуться немного назад до остановки маршрутного такси №31.Транспорт идет наверх по крутому подъему, через частный сектор.
Либо можно от МФЦ пройдя мимо школы №18 подняться до самого памятника по ступеням (около 200 шт).
На личном транспорте необходимо доехать до кольца на Днепровском мосте и свернуть на дорогу, ведущую на Красную горку. Подъем достаточно крутой, дорога узкая и извилистая, необходимо быть внимательным на поворотах. Машину можно оставить недалеко от памятника, там есть ровная площадка.
Расположение на карте
На карте мемориальный комплекс можно найти по следующим координатам: +44° 35’ 37.60”, +33° 32’ 2.70”: