Каждому севастопольцу известен большой черный паровоз внушительного размера, установленный недалеко от автовокзала. Этот памятник носит название «Бронепоезд имени Железнякова».
Его история удивительна: как он выглядел по-настоящему можно лишь догадываться и судить по съемке операторов с фронта. Немцы называли бронепоезд Железняков «Зеленым призраком» за его устрашающий вид.
История бронепоезда
Построен он был в ноябре 1941 года на Севастопольском морском заводе. Имя свое получил в честь матроса Анатолия Железнякова – участника Октябрьской революции. Именно он командовал этой машиной во время Гражданской войны. На момент готовности и выдачи поезда был приглашен командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский.
Особенности и характеристики бронепоезда Железняков:
- состав имел 4 броневагона;
- огонь могли вести одновременно 16 пулеметчиков;
- колеса приводились в движение двумя паровозами – бронированным серии Ов и грузовым Эл – 2500.
«Железняков» был построен в индивидуальном порядке и благодаря особенному проекту, имел возможность работать в специфических условиях севастопольской местности. Его создавали творчески, подходя к строительству с душой. Боевая машина не походила на созданные ранее, это было не типовое решение, а уникальная система, которая на порядок превосходила все остальные.
Главным руководителем был инженер Калинин. Бронеплощадки создавались на основе шестидесятитонных платформ с использованием сварки, а бронировка была выполнена залита двумя слоями бетонного основания.
Толщина брони в полубашнях составляла 6 мм, орудия монтировались прямо в них. НП и КП командира поезда имел сдвижную бронезащиту мостика КП и дальномера – 1,5м. А также был оборудован корабельными телефонами, радиостанцией и столом штурмана.
Успех боевой машины во многом зависел от тщательной подготовки к выходу на передовую. Командиры вносили информацию о противнике и давали заявку на бронепоезд. После чего оформлялся приказ на огневую поддержку войск от командующего береговой обороной СОРа. Но операция не начиналась до тех пор, пока разведчики не подтверждали данные и не пеленговали необходимые ориентиры.
Применение во время обороны Севастополя
В военный период бронепоезд Железняков в Севастополе наносил сокрушительные удары, благодаря мощнейшему орудийному оснащению, установленному на нем:
- пушки 76,2 мм;
- пушки 76 мм;
- артиллерийские установки 34-К;
- минометы 82 мм;
- пушки Лендера;
- крупнокалиберные ДШК;
- бортовые пулеметы «Максим».
Особенно нужно отметить, что многие орудия имели многоцелевой характер. К примеру, морские орудия 34-К были созданы на полноповоротных установках, могли стрелять по наземным и воздушным целям. Сейчас бы бронепоезд назвали средством ПВО, поскольку он мог вести бой прямой наводкой с открытых позиций и навесной стрельбой с закрытых.
При создании плана военной операции учитывались огневые позиции, готовились исходные данные для стрельбы и на передовую выдвигались корректировщики со спецсредствами связи. В результате подготовительных действий «Железняков» мог выйти на позицию на максимальной скорости, после небольшой пристрелки с помощью корректировщиков, начинать стрельбу на поражение целей. Чуть позже на рельсах сделали специальные отметки, с которых автоматически открывался беглый огонь. Периодически бронепоезд ночью выводили на позицию и утром неожиданно начинали обстрел.
Невозможность попасть в машину объяснялась тем, что в зоне его работы находилось множество тоннелей и выемок, благодаря которым стремительно менялись позиции и паровоз уходил из поля зрения, как только вражеским артиллеристам удавалось пристреляться.
Большим плюсом являлось то, что локомотивные бригады могли своевременно вызвать ремонтников или авиационное прикрытие с помощью телефонной линии.
Большую роль в живучести бронепоезда сыграло то, что его команда прибегала к отличным средствам маскировки. Боевая машина не имела постоянного места стоянки, все время двигаясь из одного тоннеля в другой.
Первые боевые действия «Железнякова» были осуществлены рано утром 7 ноября 1941 года. С одной стороны, это были испытания его возможностей, а с другой – настоящий огневой налет на фашистов, расположившихся недалеко от деревни Дуванкой. Перед поездом всегда на проверку путей выходила дрезина.
Стрельба велась из выемки, на месте, расположенном максимально близко к противнику – недалеко от Камышловского моста. Было выпущено десять залпов, в результате которых были расстреляны огневые точки на высоте 165,4 и обстреляны полевые укрепления в лощине. После того, как месторасположение бронепоезда было обнаружено, он ушел в тылы.
Показателен эпизод стрельбы также в ноябре 1941 года, когда поезд одновременно работал по двум целям: командир использовал орудийный огонь, а его заместитель – минометы. Через двадцать минут противник обнаружил машину и накрыл ее артогнем. Но это не остановило бой: «Железняков» запросил координаты у корректировщиков, начал контрбатарейную борьбу и завершил бой только после того, как его атаковали с воздуха и повторно с батареи.
В конце декабря 1941 года поезд провел четырёхчасовой бой и тем самым позволил развернуться 79-й стрелковой бригаде морской пехоты и после этого атаковал противника на станции Мекензиевы горы.
Первым командиром был капитан Саакян, через месяц его сменил лейтенант Чайковский, а в дальнейшем командование бронепоездом на себя взял М.Ф. Харченко. К поезду всегда была прикреплена специальная бригада, которая занималась восстановлением поврежденного дорожного полотна.
Отличительной особенностью являлось то, что смертельная машина часто меняла свой облик. Главным по маскировке был лейтенант Каморник. Под его руководством матросы часто разрисовывали бронеплощадки и паровозы, изменяли камуфлированные полосы так, что поезд практически сливался с местностью. За группы пулеметчиков отвечал мичман Н.И. Александров.
В конце 1941 года была произведена замена орудий: вместо 82 мм минометов установили три 120 мм пулемёта.
В 1941-42 годах поезд совершил более 140 выходов. А с седьмого января по первое марта 1942 года он уничтожил:
- 9 дзотов;
- 13 пулеметных гнезд;
- 6 блиндажей;
- 1 тяжелую батарею;
- 3 самолета;
- 3 автомашины;
- 10 повозок с грузом;
- около 1500 противников.
Бронепоезд «Железняков» сыграл немаловажную роль, он стал одним из наиболее эффективных и боеспособных машин времен Второй обороны. Немцев больше всего пугал тот факт, что поезд появлялся из ниоткуда и исчезал в никуда. Зачастую он оказывался именно там, где меньше всего его ждали.
Мичман Николай Александров, служивший на поезде старшиной пулеметчиков, рассказывал, что вначале немцы решили: по ним бьют новые батареи. И лишь когда узнали, что это бронепоезд прозвали его «Зеленым призраком».
Основная тактика заключалась в том, чтобы выехать на полной скорости из тоннеля, обстрелять противника и молниеносно скрыться в другом тоннеле. За этот момент артиллеристы наносили врагу серьезный урон, а немцы зачастую не успевали сориентироваться и ответить тем же. Не менее эффективно поезд отражал и атаки с воздуха.
Но постоянные потери пугали и раздражали немецкое командование и 26 июня 1942 года немцы отправили эскадрилью из 50 самолетов. Их задача была разбомбить Троицкий тоннель. При бомбежке рухнул один из входов, придавив бронеплощадку. Обвалился грунт, лопнули рельсы, и ее половина почти ушла под землю. Но часть уцелела и с нее защитники еще в течение суток вели бои, трижды выводя паровоз для проведения налетов, использовав при этом более 400 мин. К сожалению, 27 июня обрушился и второй вход в тоннель, после очередной бомбардировки. Выжившие бойцы сняли оружие и продолжали оборону, ведя стрельбу с грунта из Килен-балки. Еще один выход успел сделать «Железняков», который стал для него последним. Он был окончательно заблокирован в тоннеле.
30 июня гарнизон Севастополя стал покидать город и на рассвете следующего дня бойцы «Железнякова» были окружены. Они отошли в тоннель, несколько дней сопротивлялись, после чего были взяты в плен.
Через несколько месяцев фашисты расчистили тоннель и вытащили бронеплощадку. На основе нашей боевой машины они создали свою, которую назвали «Ойген». Но советский металл отказался служить захватчикам и никакого эффекта их поезд не произвел. При отступлении немцы его взорвали.
Мемориальный историко-технический комплекс
В 1970-х года был установлен памятник бронепоезду Железняков в Севастополе. На нем есть надпись бронепоезд «Смерть фашизму», установлен он неподалеку от железнодорожного вокзала. Большой черный паровоз стоит на железнодорожной платформе и скреплен с орудийной площадкой со 180 мм орудием.
Конечно это не сам бронепоезд «Железняков». Это лишь его бывший вспомогательный паровоз Эл – 2500. Он был восстановлен после войны и отдан в депо Джанкой. Практически до 1967 года он водил поезда по Крыму. А в октябре того же года его как реликвию передали Музею героической обороны освобождения Севастополя. В город-герой его доставила фронтовая паровозная бригада: машинист М.В. Галанин, помощник – Е.И. Матюш, кочегары – В.Г. Иванов и Ф.Ф. Черкашин.
В 1990-е годы к паровозу присоединили железнодорожную артиллерийскую установку ТМ-1-180, которая использовалась в военный период Финской войны и принимала участие боях северно-восточное Туапсе в составе артиллерийской береговой батареи. С 8 мая 1990 года она установлена в сцепке с паровозом бронепоезда «Железняков», как памятник.
Расположение на карте
Памятник располагается по адресу: улица Вокзальная, г. Севастополь.
На карте бронепоезд Севастополя можно найти на координатах: 44.595373, 33.531614.
Как добраться
Со стороны 5 км до памятника можно добраться на следующих видах транспорта:
- троллейбус № 17, 20;
- автобус № 17, 20;
- маршрутное такси №17, 20.
С Камышовой бухты ходит:
- троллейбус № 4, 19;
- автобус № 109;
- маршрутное такси № 4, 107, 109, 112.
С района Корабельной стороны:
- троллейбус № 4, 19;
- автобус № 109;
- маршрутное такси № 4, 107, 109, 112.
Выходить нужно на остановке “Автовокзал”, если ехать с района Остряков, то надо перейти на другую сторону. Если же с Горпищенко или проспекта Победы, то памятник находится на стороне остановки.