Одной из местных необычных достопримечательностей является мол в Севастополе. Это колоритное сооружение защищает бухту от сезонных штормов. Благодаря ему внутренние рейды не закрываются и маломерные суда имеют возможность продолжать свою работу. Также здесь очень многолюдно. Часто можно увидеть жителей и гостей города, наблюдающих за закатами и курсирующими кораблями.
История заградительного сооружения
Строился заградительный мол Севастополя в течение нескольких лет: с 1976 по 1986 год строители занимались возведением морской косы. Работы проводились на глубине от 5 до 16 метров. В результате вход в бухту был сужен до 550 метров против 990 метров ранее.
Строительство заградительных сооружений позволило:
- снизить волнения в бухте;
- упростить закрытие бухты стальными сетями от вражеских подлодок.
Строительство молов привело и к изменению географии. Ранее внешняя бухта Мартынова стала внутренней и сейчас в ней устроили плантацию мидий.
Описание Южного и Северного мола
На входе в Севастопольскую бухту, подобно двум стражникам, преграждающим вход неприятелю, стоят два мола. Ранее их обязанность выполняли затопленные корабли Черноморского флота. Но деревянные суда не были столь эффективным препятствием для осенне-зимних волнений и надвигающихся армад противника. К тому же они быстро разрушались. Поэтому было принято решение возвести более надежные защитные конструкции.
Современный Южный мол представляет собой трапецию, у которой нижнее основание равняется 45 метрам, а верхнее – 15 метрам. Мол закрывает собой бухту Мартынова, которая до 80-х годов являлась самостоятельной, а после вошла в состав акватории Севастопольской бухты.
Практически весь севастопольский мол стоит на мелководье и только последние 100 метров находятся на глубине, которая в максимальной точке достигает 16 метров. Под конструкцией располагается канализационный трубопровод, протяженность которого составляет несколько километров.
Мол представляет собой длинную косу. С берега он не кажется таким широким, а по факту на нем могут двигаться три машины одновременно. Опорная стена разрисована граффити, местные художники оставили свой урбанистический след. Длина южного, так называемого гидробарьера-вала, составляет более полукилометра, а северного – около 300 метров.
Вся конструкция – это насыпанные подушкой скальные породы, а сверху уложенные бетонные блоки, используемые для защиты от прибоя. Их называют тетраподы, вес каждого колеблется от 1,5 до 25 тонн. Издалека они напоминают противотанковый еж.
Рассматривая их сверху складывается ощущение, что они могут дробить не только волны, но и все что на них попадет. Высота стены сначала нарастает метров до пяти, а потом сужается до полуметра. Завершается Южный мол скобочкой железобетона, наружная высота которой составляет 7м, а внутренняя – около 3,5 метра. Кроме защиты от штормов, она является своеобразным прикрытием для военной техники во время празднования ВМФ.
В то время как Северный мол завершается маяком. Такой же хотели установить на другом, но что-то пошло не так. И сейчас там находится только чашечка для маяка. На Южный мол может попасть любой желающий. Здесь купаются, ловят рыбу, а особо романтичные натуры любят встречать закат.
С Северным молом все не так просто. Он является продолжением Константиновского форта и находится на территории принадлежащей военной части ЧФ РФ. Вход туда возможен только по пропускам.
Интересные факты
Строительство молов планировалось еще при царской России. Более того, для этого были все возможности. Но идею не стали воплощать в жизнь, поскольку ученые-биологи пришли к мнению, что изменится акватория Черного моря, увеличится обрастаемость находящихся там кораблей.Но мол построят позже.
Уже в середине 90-х экологи заговорят о загрязнении воды. Появятся несколько проектов по перестройке, чтобы улучшить циркуляцию, но ни один из них так и не будет реализован. К сожалению, это неизбежная плата за безопасность набережной от разрушительных штормов.
Недалеко от мола находятся трубы газового дюкера, который должен был соединить Южный и Северный районы города через бухту. Строительство шло несколько лет, было потрачено огромное количество денег, но в итоге госинспекция запретила вводить его в эксплуатацию.
Расположение на карте
Находится городской мол в Севастополе при входе в бухту.
На карте его можно найти по координатам 54°38’52”N 19°52’18” E.
Как добраться
Рассматривая фото мола в Севастополе, достаточно тяжело понять, как до него добраться. Прямого транспорта нет. Необходимо выйти на остановке ул. Пожарова и пройтись еще несколько километров. Следует двигаться по улице Пионерской, а потом по ул.Катерной. Сначала по дороге нужно подняться в горку, а потом идти по частному сектору. Путь можно спросить у местных жителей, они с удовольствием подскажут.
Транспорт двигающийся до остановки ул. Пожарова:
- троллейбус №1, №2;
- автобус №2, №22, №30, №105;
- маршрутное такси №83, №85, 109, №400.
На автомобиле:
До Южного мола в Севастополе можно доехать на автомобиле, необходимо добраться до остановки Пожарова. Далее нужно держать ориентир на заправку у которой будет поворот (налево если ехать со стороны Камышовой бухты, направо со стороны площади Восставших).
Часть дороги у самого мола не асфальтированная и неровная с ямами, поэтому двигаться нужно предельно осторожно.