Сейчас мало кто знает про Чоргуньский мост-акведук. А ведь раньше это было очень важное сооружение для подачи воды в оросительной системе Крыма. В свое время здесь шли строевым шагом пехотные и кавалерийские дивизии союзных войск во время Крымской войны. Эти места видели многое из истории полуострова. Сейчас же вся территория, где находится мост, давно заросла лесом, и он скрылся от любопытных глаз.
Конструкция, по которой давно уже не течет вода истории, но которая может много рассказать о событиях прошлых веков,располагаете в Чернореченском каньоне. До начала Крымской войны это был главный водопровод в Крыму. После военных действий частично разрушенную систему уже не стали восстанавливать. И сейчас – это один из немногих сохранившихся мостов-акведуков на территории Севастополя.
История достопримечательности
Предыстория появления моста-акведука на Черной речке очень интересная. В 19 веке значительно увеличилось количество кораблей Черноморского флота. И руководство столкнулось с проблемой сохранения кораблей в целости. Дело в том, что море было наполнено моллюсками торедо. Они выглядели как черви, а на голове располагались раковины, с помощью которых они прокладывали ходы в деревянных днищах фрегатов. Их не останавливала даже защитная медная обивка.
Избавиться от них можно было только с помощью пресной воды – живность в ней гибла. Но это было не так просто. Для начала корабль доставляли в док с пресной водой, там моллюски погибали. После этого торедо извлекали, а корабль ставили на сухую стоянку. Рабочие в это время законопачивали ходы. Кроме того, рос город и пресной воды катастрофически не хватало. Именно тогда, адмирал Лазарев предложил построить водовод от реки Черной прямо к докам.
Создавать проект было поручено английскому военному инженеру Джону Уоптону в 1834 году. Водопровод брал начало у села Чоргунь, которое сейчас называется Черноречье, и заканчивался у Лазаревских доков. Процесс строительства длился почти двадцать лет и был завершен в 1853 году. Система включала в себя 3 тоннеля, проложенных в холмах и пять акведуков. Пресная вода по каналам должна была наполнять доковый комплекс самотеком.
К сожалению, конструкция была разрушена в 1855 году во время Крымской войны. То, что построил один англичанин, смогли разрушить другие. Во время отступления войска противника подорвали мосты. После этого водовод так и не восстановили. Российская империя занялась другими проектами. Те фрагменты акведуков, что остались целы, использовались для орошения полей и огородов.
Описание Чоргуньского моста
В начале XIXвека на месте, где сейчас раскинулось Черноречье, находились два села – Карловка и Чоргунь. Между ними сделали плотину, от которой брал свое начало канал. В те времена его называли «доковая канава». Столь пренебрежительное название объяснялось тем, что стены были выложены глиной и дерном. И лишь в некоторых местах был камень.
Глядя на мост, кажется, что он находится здесь еще со времен Римской империи. Но это, конечно, не так. Просто он выполнен в античном стиле и построен менее 200 лет назад. Находится он недалек от села Хмельницкое. Отдельно к нему не ходят туристические экскурсии. Обычно его посещают совместно с пещерным городом Мангуп-Кале и Мангупским озером.
Длиной Чоргуньский мост-акведук на реке Черная 12 метров и состоит из трех полуциркулярных арочных пролетов. Он выполнен в древнеримском стиле и напоминает акведуки того периода. Его высота составляет 8 метров, а ширина – 4,5 метра.
Опоры акведука имеют форму деревянного сруба. В верхней части моста есть специальный желоб, по которому подавалась вода. Для строительства использовался известняк, крупные камни добывались в инкерманских каменоломнях и обтесывались до нужного размера.
Первые изображения моста можно найти на картине художника Логарио. Несложно заметить, как изменилась окрестность с тех времен. Пологие склоны с зеленой травой, полные воды Черной речки и высокие свечки тополей кардинально разнятся с картиной, которую можно увидеть сейчас.
На сегодняшний момент мост зарос растениями, известняк почернел от времени и стало еще больше похож на постройку античности. В осенне-зимний период местность здесь становится мрачноватой, голые стволы деревьев и отсутствие зелени навевает грусть. Но все преображается с приходом весны: буйная растительность, щебетанье птиц оживляет мост и близлежащую территорию. И все же в каждое время года, акведук имеет свое очарование.
Этот заброшенный Чоргуньский акведук XIX века до сих пор используют для перехода и даже перегона скота. Вся конструкция стоит надежно. Ни одного происшествия не было зафиксировано.Использовать мост по назначению можно без опасений, хотя его с тех пор ни разу не ремонтировали.
Интересные факты
Известный факт, что акведук, перекинутый через Черную речку, не имеет фундамента. Он стоит на деревянных подпорках прямо на дне реки. Несмотря на это, он замечательно сохранился.
Чоргуньский мост – единственный полностью сохранившийся от проекта Уоптона. Его нижняя часть была выполнена, как и у римлян, полукруглыми арками, именно поэтому он до сих пор отлично функционирует. Так же, как и многие водопроводы Италии работают до сих пор.
Расположение на карте
Географические координаты на карте: 44.542076; 33.663610. Находится он по адресу: Россия, Крым, Севастополь, Балаклавский район, с. Черноречье
Как добраться
Многие задаются вопросом, как добраться до Чоргуньского моста. Очень просто на общественном транспорте. Вначале нужно доехать до 5 км Балаклавского шоссе и ждать автобус №40. Также можно доехать до площади 1 Мая в Балаклаве. Оттуда пересесть на маршрут №129 или №134. Выходить надо на остановке «село Хмельницкое». Далее следуйте по улице Магистральная до первого поворота и поворачивайте направо. Нужно идти около 5 минут вверх по течению реки. И таким образом, дорога выведет прямо к достопримечательности.
Если двигаться на собственном транспорте из Севастополя, то ехать надо по направлению к Ялте. Свернуть налево на повороте с указателем «село Хмельницкое» и двигаться прямо в сторону Чернореченского района около 5 км. Добравшись до указателя на Черноречье, будет крутой поворот, который выведет прямо к мосту. На машине после поворота надо проехать около 400 метров.